Концепция Долгосрочной целевой муниципальной программы социальной поддержки инвалидов, подопечных ООИП ВОИ на 2013-2016 годы.

К О Н Ц Е П Ц И Я

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«Содействие социальной поддержке инвалидов, подопечных Общественной организации инвалидов г. Пскова Всероссийского общества инвалидов, на 2013 – 2016 годы» (далее – Программа)

«Характеристика проблемы и обоснование ее и соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития города Пскова».

Программа определяет направления и приоритеты формирования социальной поддержки инвалидов, подопечных Всероссийского общества инвалидов, и меры по ее реализации в муниципальном образовании «Город Псков».

В соответствии со Стратегией развития города Пскова до 2020 года, утвержденной Решением Псковской городской Думы от 01.12.2011г. № 1989, одной из целей развития города в рамках приоритета: «Благополучный город» является создание доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Для достижения указанной цели должны быть решены несколько задач, одной из которых является социальная поддержка общественных организаций инвалидов.

В настоящее время в городе Пскове насчитывается более 13,0 тысяч инвалидов, подопечных Общественной организации инвалидов г. Псков Всероссийского общества инвалидов (далее – ООИП ВОИ). Работают 14 (из 15 зарегистрированных) первичных организаций ВОИ в микрорайонах города.

В 2012 году завершена реализация мероприятий «Долгосрочной целевой программы социальной поддержки инвалидов, подопечных Общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов на 2009 – 2012 годы». В результате действия данной программы достигнуты следующие результаты:

— восстановлена регулярная деятельность первичных организаций в микрорайонах города;

— организована регулярная работа правления ООИП ВОИ в специально оборудованном помещении;

— в помещении правления ООИП ВОИ оборудованы и регулярно работают: учебный компьютерный класс и Интернет-клуб на 6 ПК, социальная аптека, центр профилактики здоровья, развивающая игротека для детей с особенностями развития, клуб их родителей, физкультурно-оздоровительный кружок «Надежда», вокально-инструментальный ансамбль «Оптимист», кружок обучения навыкам домашнего рукоделья и кулинарному искусству «Хозяюшка». Дополнительно оборудованы: душевая кабина для подопечных детей, электромеханический подъемник и специализированный санузел для колясочников;

— регулярно проводятся выставки художественных произведений подопечных граждан (картины, книги вышивки, изделия бисероплетения, и ажурной вязки и т. п.);

— организована регулярная работа ООО «Домашний мастер», учрежденного ООИП ВОИ, задачами которого является приобщение инвалидов к труду и оказание подопечным гражданам льготных услуг по ремонту мебели, помещений, сантехнических приборов, бытовой электротехники, обслуживание персональных компьютеров;

— созданы условия для организации обучения навыкам дистанционной трудовой деятельности инвалидов- колясочников и маломобильных граждан на ПК.

Финансирование данной программы осуществлялось за счет средств бюджета города Пскова в сумме 1437,8 тыс. руб., и внебюджетных средств в сумме 969,8 тыс. руб.

Решением Псковской городской Думы от 27.02.2013 года № 464 «О социальной поддержке инвалидов» Администрации города Пскова рекомендовано разработать и утвердить долгосрочную целевую муниципальную программу социальной поддержки инвалидов г. Пскова на 2013-2016 годы.

Несмотря на результаты, достигнутые в рамках реализации «Долгосрочной целевой программы социальной поддержки инвалидов, подопечных Общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов на 2009 – 2012 годы», требуется решение еще ряда проблем по следующим направлениям:

— организация собственной эффективной производственно-коммерческой деятельности инвалидов, обеспечение условий для поэтапного перехода на самофинансирование;

— приобретение автомобиля для организации предоставления подопечным гражданам льготных ремонтно-строительных и иных услуг, силами мастерских «Домашний мастер»;

— совершенствование системы социального обслуживания инвалидов;

— совершенствование системы доступа инвалидов к информации;

— совершенствование системы трудоустройства инвалидов, в том числе приобретение одного специализированного микроавтобуса для перевозки колясочников и иных маломобильных граждан (от места их проживания до учебного компьютерного класса и обратно) в период их обучения навыкам дистанционной трудовой деятельности на ПК;

— содействие развитию детей-инвалидов;

— организация бытового обслуживания инвалидов;

— организация досуга инвалидов.

Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом.

Содействие решению проблем социальной поддержки инвалидов в городе Пскове целесообразно осуществлять программно-целевым методом, поскольку решение задач правового, финансового и организационного характера, затрагивающего интересы более 13,0 тысяч граждан, требует взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций г. Пскова.

Решение указанных задач будет способствовать устойчивому повышению качества жизни подопечных инвалидов, окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества в целом.

Проблемы в сфере достойного жизнеобеспечения и социальной поддержки подопечных ООИП ВОИ носят длительный разноплановый характер и могут быть успешно разрешены в течение ряда лет, путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должны производиться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов, требующих расходов из бюджета города Пскова до 2016 года включительно.

Принятие комплексных мер по социальной поддержке инвалидов вызвано необходимостью проведения разноплановых мероприятий предполагающих участие правления ООИП ВОИ, первичных организаций ВОИ микрорайонов города, Администрации города Пскова, депутатов Псковской городской Думы, предприятий и организаций города, волонтеров и самих инвалидов.

При использовании программно-целевого метода, наряду с финансированием из бюджета города, планируется софинансирование намечаемых мероприятий за счет внебюджетных средств в размере 40,3 %, что существенно повышает вероятность успеха проведенных мероприятий и сокращает сроки достижения поставленных целей.

Программно-целевой метод признан эффективным и поэтому применяется для решения наиболее значимых для города проблем. Необходимость принятия долгосрочной целевой программы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для повышения качества жизни подопечных инвалидов.

Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода.

В предыдущих разделах настоящей концепции отражены основные направления деятельности, цели и задачи повышения качества жизни подопечных ООИП ВОИ инвалидов.

Отказ от программно целевого комплексного и системного подхода к решению обозначенных выше целей и задач негативно скажется на следующем:

— на отсутствии взаимоувязанных и системных мероприятий исходя-щих от структур гражданского общества, (СО НКО, волонтеров, спонсоров и благотворителей, Попечительского совета ООИП ВОИ) и существенно дополняющих деятельность государственных и муниципальных органов по социальной поддержке инвалидов;

— на отсутствии эффективных механизмов координации мероприятий обеспечивающих решение проблем, а также деятельности исполнителей Программы;

— на решении приоритетных задач по реализации мероприятий в предполагаемые сроки с минимальными затратами;

— на эффективности расходования средств.

Вследствие этого существенная часть проблем по повышению качества жизни подопечных инвалидов, решаемых за счет усилий структур гражданского общества, не будет реализована, а отдельные поставленные задачи достигнуты не будут.

Прогноз развития проблемной ситуации по повышению качества жизни подопечных инвалидов на период до 2016 года предусматривает незначительное улучшение их социального обслуживания не координируемыми и не финансируемыми целевым порядком усилиями ООИП ВОИ и структур гражданского общества в следующих сферах:

— в совершенствовании системы доступа инвалидов к информации и повышении уровня их компьютерной грамотности;

— в совершенствовании системы их социального и бытового обслуживания, профилактике и пропаганде здорового образа жизни;

— в совершенствовании организации их подготовки и привлечения к труду;

— в повышении уровня их благосостояния за счет предоставления им ряда бесплатных и льготных услуг, а также предоставления им дополнительных возможностей трудоустройства;

— по организации их досуга.

Отказ от использования программно-целевого метода не позволит обеспечить комплексное решение проблем социальной поддержки инвалидов при участии структур гражданского общества, что негативно скажется на формировании благополучного социального климата в городе Пскове, создании доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, сохранении и укреплении здоровья и развитии культурного потенциала подопечных граждан.

Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков возникающих при различных вариантах решения проблемы.

Для решения проблем в сфере социальной поддержки инвалидов, подопечных ООИП ВОИ, рассматриваются два варианта:

— без использования программно-целевого метода;

— с использованием программно- целевого метода.

Первый вариант не обеспечит эффективную и комплексную реализацию мероприятий по социальной поддержке подопечных граждан. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решения поставленных задач и достижения основной цели. Этот вариант не дает возможности эффективно использовать потенциал гражданского общества (СО НКО, волонтеров, благотворителей, спонсоров) в целях повышения качества жизни инвалидов.

Отсутствие программно-целевого метода будет ухудшать возможность привлекать внебюджетные средства, что в значительной мере снизит эффективность реализации необходимых мероприятий по повышению качества жизни инвалидов.

Второй вариант предусматривает принятие Программы. Основой этого варианта является привлечение средств бюджета города и средств внебюджетных источников (членских взносов ВОИ, благотворительной помощи, дополнительных доходов от собственной производственно-коммерческой деятельности ООИП ВОИ). Основные преимущества данного варианта заключаются в обеспечении непрерывной деятельности всех структур ООИП ВОИ по социальной поддержке инвалидов (правления, комиссий, первичных организаций ВОИ, социальной аптеки, учебного компьютерного класса, Интернет-клуба развивающей игротеки для детей, ООО «Домашний мастер») и действенного контроля за ходом реализации принятых Программой мероприятий.

Основные риски при использовании программно — целевого метода:

— снижение финансирования Программы из бюджета города по отно-шению к планируемым объемам;

— отсутствие условий для организации собственной производственно-коммерческой деятельности;

— недостаточная координация действий исполнителей Программы;

— незначительная эффективность использования средств.

Внедрение в систему программных действий должных мер контроля минимизирует риски и недостатков в достижении намеченных целевых показателей.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств оказать содействие в социальной поддержке Общественной организации инвалидов г. Пскова в решении проблем по повышению качества жизни подопечных инвалидов.

Ориентировочные сроки, а в случае необходимости этапы решения проблемы программно-целевым методом.

Срок реализации Программы рассчитан на период с 2013 по 2016 годы включительно.

Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать реализацию Программы по годам.

Цель Программы: содействие социальной поддержке инвалидов, по-допечных Общественной организации инвалидов г. Пскова Всероссийского общества инвалидов.

Задачи Программы:

1.Обеспечение бесперебойной работы всех структур ООИП ВОИ, направленных на повышение качества жизни подопечных инвалидов (правления, комиссий, первичных организаций ВОИ микрорайонов г. Пскова, социальной аптеки, Центра профилактики здоровья, учебного компьютерного класса, Интернет-клуба, развивающей игротеки для детей, Клуба родителей, ООО «Домашний мастер»).

2.Содействие организации собственной производственно-коммерческой деятельности ООИП ВОИ для обеспечения условий поэтапного перехода на самофинансирование.

3.Организация обучения и привлечения к трудовой деятельности инвалидов, подопечных ООИП ВОИ.

Решение поставленных задач путем реализации системно ориентированных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам и по срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению основных целей программы. Целевые индикаторы и показатели Программы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Целевые индикаторы и показатели Программы

№ п/п Наименование показателей. Ед. измерения. 2012 г. базовое значение. Годы реализации Программы.
2013 2014 2015 2016 Всего
1. Количество предоставленных услуг компьютерного класса и Интернет-клуба. шт. 366 450 500 550 600 2100
2. Количество предоставленных услуг социальной аптеки и Центра профилактики здоровья. шт. 2710 3000 3200 3400 3600 13200
3. Количество трудоустроенных инвалидов (всего). чел. 40 50 60 70 80 260
3.1. Количество инвалидов, трудоустроенных в структуры ООИП ВОИ. чел. 3 7 10 13 15 45
4. Количество ПК, установленных инвалидам на дому. шт. 1 5 5 5 5 20
5. Количество инвалидов, проходящих обучение народным ремеслам, дистанционной работе на ПК, другим видам работ. чел. 6 7 8 9 12 36
6. Количество размещенных в СМИ материалов по вопросам поддержки инвалидов. шт. 3 5 5 5 5 20
Предложения по основным мероприятиям, направленным на решение каждой из поставленных задач.

Для решения задачи 1 – обеспечение бесперебойной работы всех структур ООИП ВОИ предусмотрены следующие мероприятия:

— финансирование текущих расходов на содержание помещения правления ООИП ВОИ (текущее содержание оборудования, штата, предоставление коммунальных услуг, услуг связи, осуществление работы первичных организаций ВОИ микрорайонов города (приобретение ежемесячных проездных билетов для актива ООИП ВОИ);

— организация регулярной работы социальной аптеки и Центра профилактики здоровья подопечных граждан;

— организация регулярной работы учебного компьютерного класса и Интернет-клуба;

— организация регулярной работы развивающей игротеки для детей-инвалидов и клуба родителей;

— организация социального и бытового обслуживания инвалидов на дому (посещение одиноких инвалидов, предоставление нуждающимся подопечным гражданам услуг по ведению домашнего хозяйства, осуществление льготного ремонта мебели, квартир бытовой техники и т.п.);

— привлечение подопечных граждан в кружки по интересам (физкультурно-оздоровительные, спортивные, «Хозяюшка», университеты и школы Союза пенсионеров России, ГКУ СО «Областной центр семьи» и т. п.).

Для решения задачи 2 – содействие развитию инфраструктуры ООИП ВОИ предусмотрены следующие мероприятия:

— организация работы ремонтно-строительных и слесарных мастерских в предоставленном помещении (Я. Фабрициуса 6) их оборудование за счет собственных средств и спонсорской помощи, подбор специалистов (преимущественно из числа инвалидов);

— организация работы платной автомобильной стоянки площадью 1000 кв. метров (в районе ул. Техническая 12). Решение вопроса с КУГИ Администрации Псковской области о льготной аренде данной площадки, разработка проектно-сметной документации (за счет внебюджетных источников). Оборудование данной площадки за счет получения различного рода грантов и спонсорской помощи;

— организация работы производственно-художественных мастерских, работ ручного труда и магазина для подопечных граждан (в том числе и колясочников). Решение вопроса о предоставлении помещения площадью не менее 100 кв. метров (на 1 этаже, с учетом въезда колясочников). Разработка проектно-сметной документации (за счет средств внебюджетных источников). Получение средств на приобретение необходимого оборудования и ремонта помещения за счет получения различного рода грантов и спонсорской помощи.

Для решения задачи 3 – организация обучения и привлечения к трудовой деятельности инвалидов предусмотрены следующие мероприятия:

— организация работы пункта обучения навыкам ручных работ, не требующим специального образования (в специально полученном и оборудованном помещении и частично на площадях правления ООИП ВОИ);

— обучение подопечных инвалидов навыкам дистанционной трудовой деятельности на ПК (в помещении учебного компьютерного класса);

— организация привлечения к трудовой деятельности подопечных граждан на действующие предприятия и организации города (в том числе и на условиях неполных рабочего дня и рабочей недели) за счет взаимодействия с Центром занятости населения города Пскова и предприятиями и организациями города.

Предложения по объемам и источникам финансирования долгосрочной целевой муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального образования «Город Псков» и внебюджетных средств.

Выполнение намеченных мероприятий планируется осуществить за счет средств бюджета муниципального образования «Город Псков» и внебюджетных источников (членских взносов, собственной производственно-коммерческой деятельности ООИП ВОИ, спонсорских поступлений и благотворительных пожертвований).

Общий объем финансирования мероприятий программы составит 2600,0 тысяч рублей, в том числе по годам реализации Программы (в тыс. руб.) объем финансирования представлен в таблице 2.

Таблица 2

Объем финансирования программы по годам реализации

Источники финансирования 2013 2014 2015 2016 Итого
Бюджет города Пскова. 500,0 400,0 350,0 300,0 1550,0
Внебюджетные источники. 150,0 250,0 300,0 350,0 1050,0
Всего 650,0 650,0 650,0 650,0 2600,0

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы фи-нансирования подлежат ежегодной корректировке и на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей бюджета.

Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения.

В результате выполнения программных мероприятий к концу 2016 года, при полном финансировании Программы предполагается:

— обеспечить предоставление 2100 услуг учебного компьютерного класса и Интернет-клуба для подопечных граждан за весь период с 2013 по 2016 годы;

— обеспечить предоставление 13200 услуг социальной аптеки и Центра профилактики здоровья подопечным инвалидам и пенсионерам за весь период с 2013 по 2016 годы;

— установить безвозмездно 20 шт. персональных компьютеров инвалидам на дому (за счет средств спонсорской и благотворительной помощи) за весь период с 2013 по 2016 годы;

— увеличить количество трудоустроенных подопечных граждан до 80 человек в год;

— увеличить количество инвалидов получивших ежегодное обучение народным ремеслам, навыкам работы и профессиям до 12 человек;

— осуществить размещение в СМИ не менее 20 информационных материалов по вопросам социальной поддержки инвалидов.

Реализация Программы, при условии полного финансирования, позволит внести существенный вклад:

— в формирование благополучного социального климата в городе Пскове, в оказание социальной помощи подопечным ООИП ВОИ инвалидам, совершенствование их бытового обслуживания, сохранение и укрепление их здоровья, повышение материального благополучия, повышение их культурного и образовательного потенциала;

— в преодоление синдрома «Потери будущего» (за счет привлечения их к трудовой и волонтерской деятельности, участия в работе клубов «по интересам» и образовательных мероприятий.

Реализация мероприятий будет способствовать реальному повышению качества жизни значительной части инвалидов.

Предложения по исполнителям Программы.

Основным исполнителем Программы является Общественная организация инвалидов г. Пскова (ООИП ВОИ).

Кроме того, исполнителями мероприятий Программы являются: первичные организации ООИП ВОИ; ООО «Домашний мастер»; Факультет «Информатики» ПсковГУ; ГП «Фармация»; ИП Правдина Л.В. (ЦПЗ «Индустрия здоровья»), ООО «Оптметалл» (ЦПЗ «Белый лотос»), ГБУ «Центр лечебной педагогики»; ГКУ СО «Областной центр семьи»; Псковское отделение ООО «Союз пенсионеров России»; МБОУ ДОД ДЮСШ «Надежда»; Псковская областная универсальная научная библиотека; Таксомоторные организации г. Пскова.

Предложения о разработчике и исполнителе–координаторе Программы.

Определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы Общественную организацию инвалидов г. Пскова (ООИП ВОИ).

Глава Администрации города Пскова: И.С. Чередниченко